Критической ошибкой в мышлении является стремление разграничить понятия, как если бы они существовали сами по себе независимо от субъекта, имеющего уникальный опыт их применения и освоения. Стремление, осуществляемое без понимания того, что понятия сами по себе суть инструменты фиксации в памяти сходств и различий между явлениями. Удивительно, что принципиально это смог понять Чжуан-цзы 2500 лет назад, а многие нынешние "мыслители", привязанные к словам, как ослы к забору, никак понять не могут и не хотят. Говоря: "а давайте обсудим такое явление, как ...", они начинают обсуждать не явление, а, в лучшем случае, понятие. В худшем, они просто генерируют грамматически корректные предложения, пробуждающие множественные ассоциации и потому выглядящие осмысленными, но выражающие исключительно внутренние напряжения говорящего. Ошибка связана с фундаментальной когнитивной функцией подмены понятием некоторого явления, из числа тех, с которыми данное понятие связано. С одной стороны, эта функция лежит в основе абстрактного мышления, сберегающего нам силы и время при решении жизненных задач. И для решения жизненных задач, связанных с материальным существованием (добыча еды, построение дома, нахождение объекта спаривания и т.д.) принципиальная погрешность данной функции обычно некритична. Но уже при решении задач коммуникации начинают проявляться ошибки, связанные с игнорированием уникальности личного опыта. При решении задач интроспективных данная функция катастрофически теряет свою значимость, особенно, если не понимать фундаментальное различие между понятиями и явлениями. Парадокс, состоящий в том, что сами понятия также суть явления, усугубляет ситуацию. Писать об этом можно было бы долго, но без практического тренинга все эти слова не будут иметь смысла. Прежде всего , нужно учиться разделять тело и ум, как бы зловеще это ни звучало. Затем разделить существующее и несуществующее, как бы глупо это ни звучало. Наконец, нужно выйти за пределы мышления, чтобы перестать понимать и начать постигать. Весь этот пост — разграничение явлений с помощью понятий, выраженных словами, но вне контекста нужного опыта он ни о чём. © Игорь Берхин, Свобода ума, 2016. Подписывайтесь на Телеграм svobodauma, чтобы ничего не пропустить. https://t.me/svobodauma